воскресенье, 10 ноября 2013 г.

Истребитель спутников

Ключ на старт

«Холодная война» в конце 50-х - начале 60-х годов XX столетия перекинулась и на космос. США начали разработку противоспутникового оружия системы «Сейнт» намного раньше, чем СССР. Уже в начале 60-х годов американцы вышли на практические перехваты искусственных спутников Земли (ИСЗ) ракетными снарядами, для чего были развёрнуты стрельбовые комплексы на островах Кваджелейн (на базе ракеты «Найк-Зевс») и Джонстон (на базе баллистических ракет средней дальности «ТОР»). Однако практические стрельбы показали, что способ перехвата, заложенный в этих комплексах, нецелесообразен, так как наведение боевых частей было настолько неточным, что практически исключало поражение искусственных спутников Земли. По расчетам, поражение могла обеспечить только головная ступень с ядерной боевой частью. Но электромагнитный импульс от космического ядерного взрыва распространялся на сотни километров и выводил из строя аппаратуру не только на спутниках противника, но и на своих космических аппаратах.

В ответ на активизацию в США работ по созданию активных боевых космических систем СССР вынужден был предпринять ответные контрмеры.

В конце 1959 года академик В.Н. Челомей, при поддержке Министерства обороны, стал прорабатывать вопросы создания космической системы для поражения наиболее опасных искусственных спутников Земли противника, пролетающих над территорией СССР.
И уже 23 июня 1960 года выходит постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 715-295.
Кроме того, в тот же день 23 июня 1960 года выходит постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 715-296 о создании мощных ракет-носителей, спутников, космических кораблей и освоении космического пространства в 1960-1967 годы. На его основании началась разработка новых ракетных систем, обеспечивающих вывод на орбиту тяжелых космических кораблей массой 60-80 тонн.

С 1961 года были развёрнуты работы по созданию системы противоспутниковой обороны «ИС» (Истребитель спутников).

16 марта 1961 года в Советском Союзе вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о начале работ по созданию космических комплексов «ИС» и морской космической разведки (спутники типа «УС-А» и ракета-носитель УР-200). Головным исполнителем работ по системе, космическому аппарату и ракете-носителю было определено ОКБ-52 ГКАТ (генеральный конструктор В.Н. Челомей); по бортовой и наземной системе управления было определено КБ-1 ГКРЭ (руководитель А.А. Расплетин).
Для анализа космической обстановки и сбора данных по всем объектам на орбитах при разработке системы «ИС» было решено создать самостоятельную систему контроля космического пространства – СККП, а также новый военный НИИ. Узлы обнаружения спутников ОС-1 и ОС-2 на базе РЛС «Днепр» располагались в районах Иркутска и Балхаша, на межвитковом расстоянии. Головной организацией был определен Радиотехнический институт АН СССР, академик А.Л. Минц.

В целях скорейшего начала летных испытаний космического аппарата (КА) было принято решение о проведении первых запусков на серийной ракете Р-7, разработанной ОКБ-1 ГКОТ главного конструктора С.П. Королёва.
В соответствии с договоренностью В.Н. Челомея с С.П. Королёвым в марте 1962 года в ОКБ-1 проводится согласование технических требований к ракете Р-7 для запусков космического аппарата «ИС», получившей индекс 11А59, а в сентябре 1962 года была согласована стыковка космического аппарата с ракетой.
В марте 1962годапринимается решение о том, что первые пуски объектов ИС и УС делать на ракете Р-7, и поэтому 15—16 марта в ОКБ-1 отправляется делегация по согласованию технических требований на ракеты 8К74 и 8А92, это модификация ракеты Р-7.

К концу 1962 года близилось к завершению изготовление объектов И-2Б (такой был шифр у объектов ИС с двигателями главного конструктора А.М. Исаева): № 101 — это стендовая машина, №№ 102 и 103 — это первое и второе летные изделия. Велось изготовление и объектов И-1Б с двигательной установкой главного конструктора С.К. Туманского: №111 — стендовая машина, №№ 112 и 113 — летные изделия.

Космические аппараты «ИС» и должны были доказать возможность проведения многократного и широкого маневрирования в космосе. Это было их основной функцией при выполнении боевой задачи сближения с целью и ее уничтожения.

Для этого была спроектирована совершенно новая двигательная установка, способная многократно запускать жидкостных реактивных двигателей (ЖРД) в космосе, обеспечивая надежную подачу топлива к ним как при действии перегрузок различного направления, так и в условиях невесомости. Набор жидкостных ракетных двигателей (ЖРД) должен был выдавать строго дозированные импульсы тяги при продольных и поперечных маневрах, ориентации и стабилизации космического аппарата. Для разгона и поперечного управления применялись шесть двигателей конструкторского бюро А.М. Исаева тягой по 400 кг, а двигатели «жесткой» и «мягкой» стабилизации — микро-ЖРД тягой по 16 кг и 1 кг на двухкомпонентном топливе — были специально разработаны в ОКБ С.К. Туманского. Они должны были работать «пачками» (сериями) импульсов. Топливные баки с металлической полусферической диафрагмой для вытеснения горючего и окислителя были впервые созданы и отработаны в ОКБ-52.

Испытания двигательной установки проводились на подмосковном стенде под Загорском. Крепилась она вертикально, так что сопла двигателя разгона были направлены вниз, крестообразно расположенные двигатели управления «смотрели» на все четыре стороны, а «малыши» вообще образовывали гирлянду. При огневых испытаниях ЖРД, работая по полетной циклограмме, они создавали такой фейерверк, что даже у видавших виды стендовиков это зрелище вызывало изумление и восторг.

Космический аппарат «ИС» имел разработанную в конструкторском бюро главного конструктора А. И. Савина систему управления для ориентации и стабилизации в космическом пространстве, выдачи необходимых команд при выполнении маневров в заданном направлении. Она размещалась в приборном контейнере вместе с системой охлаждения и источником электропитания. На спутнике был и отсек с научной и телеметрической аппаратурой, различными датчиками, позволявшими контролировать работу всех систем. Комплексные электроиспытания проводились в новом контрольно-испытательном цехе (КИЦе), «объект» устанавливался на специальный стенд, позволявший поворачивать его относительно трех осей.
Такой стенд привезли на техническую позицию в монтажно-испытательный корпус (МИК), и на нем проводили все проверки космического аппарата. Он помог избежать больших неприятностей. При вращении объекта все услышали посторонний шум, а когда вскрыли приборный отсек, то после тщательных поисков обнаружили свободно перекатывающуюся гайку. Эта гайка в невесомости могла стать виновницей аварии, установить причину которой на Земле было бы невозможно. Сейчас все объекты проворачиваются для контроля отсутствия посторонних предметов, эта «минута молчания» вошла в практику.

Отработка отделения объекта «ИС» от второй ступени ракеты-носителя 11А59 проводилась на летно-испытательной доводочной базе в Жуковском. Для того чтобы объект вышел безударно из проставки при большом заглублении в нее, были установлены пороховые ракетные двигатели (ПРД) отброса второй ступени ракеты. На натурном макете объекта и инерционно-массовом макете второй ступени проводились эти испытания. Включались «живые» ПРД, срабатывали реальные пироболты крепления объекта к проставке, а скоростная киносъемка фиксировала отделение объекта.

На базе в Фаустово провели испытания сброса головного обтекателя, который разрезался вдоль образующей детонационным шнуром. Это было новое техническое решение в масштабе страны.

В качестве объектов «ИС» известно два космических аппарата «Полет-1» и «Полет-2»

Комментариев нет:

Отправить комментарий