«Холодная война» в конце 50-х -
начале 60-х годов XX столетия перекинулась и на космос. США начали разработку
противоспутникового оружия системы «Сейнт» намного раньше, чем СССР. Уже в
начале 60-х годов американцы вышли на практические перехваты искусственных
спутников Земли (ИСЗ) ракетными снарядами, для чего были развёрнуты стрельбовые
комплексы на островах Кваджелейн (на базе ракеты «Найк-Зевс») и Джонстон (на
базе баллистических ракет средней дальности «ТОР»). Однако практические
стрельбы показали, что способ перехвата, заложенный в этих комплексах,
нецелесообразен, так как наведение боевых частей было настолько неточным, что
практически исключало поражение искусственных спутников Земли. По расчетам,
поражение могла обеспечить только головная ступень с ядерной боевой частью. Но
электромагнитный импульс от космического ядерного взрыва распространялся на
сотни километров и выводил из строя аппаратуру не только на спутниках
противника, но и на своих космических аппаратах.
В ответ на активизацию в США
работ по созданию активных боевых космических систем СССР вынужден был предпринять
ответные контрмеры.
В конце 1959 года академик
В.Н. Челомей, при поддержке Министерства обороны, стал прорабатывать
вопросы создания космической системы для поражения наиболее опасных
искусственных спутников Земли противника, пролетающих над территорией СССР.
И уже 23 июня 1960 года
выходит постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 715-295.
Кроме того, в тот же день 23 июня
1960 года выходит постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР
№ 715-296 о создании мощных ракет-носителей, спутников, космических
кораблей и освоении космического пространства в 1960-1967 годы. На его
основании началась разработка новых ракетных систем, обеспечивающих вывод на
орбиту тяжелых космических кораблей массой 60-80 тонн.
С 1961 года были развёрнуты работы по созданию системы противоспутниковой
обороны «ИС» (Истребитель спутников).
16 марта 1961 года в
Советском Союзе вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР
о начале работ по созданию космических комплексов «ИС» и морской космической
разведки (спутники типа «УС-А» и ракета-носитель УР-200). Головным исполнителем
работ по системе, космическому аппарату и ракете-носителю было определено
ОКБ-52 ГКАТ (генеральный конструктор В.Н. Челомей); по бортовой и
наземной системе управления было определено КБ-1 ГКРЭ (руководитель
А.А. Расплетин).
Для анализа космической
обстановки и сбора данных по всем объектам на орбитах при разработке системы
«ИС» было решено создать самостоятельную систему контроля космического
пространства – СККП, а также новый военный НИИ. Узлы обнаружения спутников ОС-1
и ОС-2 на базе РЛС «Днепр» располагались в районах Иркутска и Балхаша, на
межвитковом расстоянии. Головной организацией был определен Радиотехнический институт
АН СССР, академик А.Л. Минц.
В целях скорейшего начала летных
испытаний космического аппарата (КА) было принято решение о проведении первых
запусков на серийной ракете Р-7, разработанной ОКБ-1 ГКОТ главного
конструктора С.П. Королёва.
В соответствии с договоренностью
В.Н. Челомея с С.П. Королёвым в марте 1962 года в ОКБ-1 проводится
согласование технических требований к ракете Р-7 для запусков космического
аппарата «ИС», получившей индекс 11А59, а в сентябре 1962 года была
согласована стыковка космического аппарата с ракетой.
В марте 1962годапринимается
решение о том, что первые пуски объектов ИС и УС делать на ракете Р-7, и
поэтому 15—16 марта в ОКБ-1 отправляется делегация по согласованию
технических требований на ракеты 8К74 и 8А92, это модификация ракеты Р-7.
К концу 1962 года близилось к
завершению изготовление объектов И-2Б (такой был шифр у объектов ИС с двигателями
главного конструктора А.М. Исаева): № 101 — это стендовая машина, №№ 102 и
103 — это первое и второе летные изделия. Велось изготовление и объектов И-1Б с
двигательной установкой главного конструктора С.К. Туманского: №111 —
стендовая машина, №№ 112 и 113 — летные изделия.
Космические аппараты «ИС» и
должны были доказать возможность проведения многократного и широкого
маневрирования в космосе. Это было их основной функцией при выполнении боевой
задачи сближения с целью и ее уничтожения.
Для этого была спроектирована
совершенно новая двигательная установка, способная многократно запускать жидкостных
реактивных двигателей (ЖРД) в космосе, обеспечивая надежную подачу топлива к
ним как при действии перегрузок различного направления, так и в условиях
невесомости. Набор жидкостных ракетных двигателей (ЖРД) должен был выдавать
строго дозированные импульсы тяги при продольных и поперечных маневрах,
ориентации и стабилизации космического аппарата. Для разгона и поперечного
управления применялись шесть двигателей конструкторского бюро А.М. Исаева
тягой по 400 кг ,
а двигатели «жесткой» и «мягкой» стабилизации — микро-ЖРД тягой по 16 кг и 1 кг на
двухкомпонентном топливе — были специально разработаны в ОКБ С.К. Туманского.
Они должны были работать «пачками» (сериями) импульсов. Топливные баки с
металлической полусферической диафрагмой для вытеснения горючего и окислителя
были впервые созданы и отработаны в ОКБ-52.
Испытания двигательной установки
проводились на подмосковном стенде под Загорском. Крепилась она вертикально,
так что сопла двигателя разгона были направлены вниз, крестообразно
расположенные двигатели управления «смотрели» на все четыре стороны, а «малыши»
вообще образовывали гирлянду. При огневых испытаниях ЖРД, работая по полетной
циклограмме, они создавали такой фейерверк, что даже у видавших виды
стендовиков это зрелище вызывало изумление и восторг.
Космический аппарат «ИС» имел
разработанную в конструкторском бюро главного конструктора А. И. Савина систему управления для
ориентации и стабилизации в космическом пространстве, выдачи необходимых команд
при выполнении маневров в заданном направлении. Она размещалась в приборном
контейнере вместе с системой охлаждения и источником электропитания. На
спутнике был и отсек с научной и телеметрической аппаратурой, различными
датчиками, позволявшими контролировать работу всех систем. Комплексные
электроиспытания проводились в новом контрольно-испытательном цехе (КИЦе),
«объект» устанавливался на специальный стенд, позволявший поворачивать его
относительно трех осей.
Такой стенд привезли на
техническую позицию в монтажно-испытательный корпус (МИК), и на нем проводили
все проверки космического аппарата. Он помог избежать больших неприятностей.
При вращении объекта все услышали посторонний шум, а когда вскрыли приборный
отсек, то после тщательных поисков обнаружили свободно перекатывающуюся гайку.
Эта гайка в невесомости могла стать виновницей аварии, установить причину
которой на Земле было бы невозможно. Сейчас все объекты проворачиваются для
контроля отсутствия посторонних предметов, эта «минута молчания» вошла в
практику.
Отработка отделения объекта «ИС»
от второй ступени ракеты-носителя 11А59 проводилась на летно-испытательной
доводочной базе в Жуковском. Для того чтобы объект вышел безударно из проставки
при большом заглублении в нее, были установлены пороховые ракетные двигатели
(ПРД) отброса второй ступени ракеты. На натурном макете объекта и
инерционно-массовом макете второй ступени проводились эти испытания. Включались
«живые» ПРД, срабатывали реальные пироболты крепления объекта к проставке, а
скоростная киносъемка фиксировала отделение объекта.
На базе в Фаустово провели
испытания сброса головного обтекателя, который разрезался вдоль образующей
детонационным шнуром. Это было новое техническое решение в масштабе страны.
В качестве объектов «ИС» известно два космических аппарата «Полет-1» и «Полет-2»
В качестве объектов «ИС» известно два космических аппарата «Полет-1» и «Полет-2»
Комментариев нет:
Отправить комментарий