пятница, 4 января 2013 г.

На пути к А-4


Ключ на старт
Разработка ракет, работающих на жидком топливе, началась в Германии в 1926 году. Тогда группа энтузиастов ракетостроения и межпланетных сообщений организовала Общество космических полётов (нем. Verein für Raumschiffahrt) (VfR). Но дальше разговоров и создания кустарных моделей германское ракетостроение едва ли бы продвинулось, если бы…

В конце 1929 года начальник отдела баллистики и боеприпасов Управления вооружения германской армии профессор генерал Беккер выступил с докладом в министерстве обороны. После чего, министр обороны Веймарской республики Вильгельм Грёнер, приказал «изучить возможности использования ракет в военных целях». Для этого, на территории артиллерийского полигона в Куммесдорфе, был построен первый исследовательский центр, получивший рабочий код «Куммерсдорф-Запад» (Prufstand West).

В 1931 году при отделе баллистики и боеприпасов Управления вооружения германской армии была образована группа из нескольких сотрудников по исследованию ракетных двигателей, работающих на жидком топливе. Руководителем группы назначили молодого артиллерийского офицера капитана В.Дорнбергера. Группа начала свою деятельность со сбора статистических данных, основанных на бесчисленных испытаниях своих и сторонних ракетных двигателей. Изучались зависимости соотношения топлива и окислителя, охлаждения камеры сгорания и способов зажигания.

Через год в пригороде Берлина Кумерсдорфе была организована экспериментальная лаборатория по практическому созданию жидкостных реактивных двигателей для баллистических ракет (Кумерсдорф-Запад). А в октябре 1932 года в эту лабораторию пришел работать Вернер фон Браун, вскоре ставший ведущим конструктором ракет и первым помощником В.Дорнбергера.

В 1933 году исследования достигли такого уровня, что можно было уже подумать о проектировании и самой ракеты с жидкостным реактивным двигателем. Условно она была названа «Агрегат-1», или А-1 и имела стартовый вес 150 килограммов.

Соответственно этому был разработан и двигатель, но в процессе его доводки и работы над аэродинамической формой ракеты оказалось, что тяга может быть увеличена до 1000 килограммов. Для такого двигателя была нужна и новая ракета с более вместительными баками. А это означало, что нужен и новый испытательный стенд, так как старый оказался слишком мал...

К декабрю 1934 года были изготовлены две новые ракеты типа А-2, названные в шутку «Макс» и «Мориц» (по кличкам двух коверных клоунов, популярных в то время). Обе они были перевезены на остров Боркум в Северном море и запущены незадолго до рождественских праздников. «Макс» и «Мориц», стартовавшие вертикально вверх, поднялись на высоту 2000 метров. С тех пор, Вернер фон Браун использовал для старта именно вертикальное положение ракеты

Следующая ракета была названа А-3 (подробнее здесь). Для ее испытания территория полигона в Куммерсдорфе оказалась уже явно недостаточной. К тому времени был спроектирован, построен, испытан и окончательно доработан новый двигатель с тягой 1500 килограммов.

В марте 1936 года с инспекцией в Куммерсдорф приехал генерал Фрич. Увидев воочию работу экспериментальной станции, он выделил новые ассигнования. Затем в дело вмешалось министерство авиации - Герману Герингу было дело до всего, что хоть как-то летало. И в апреле 1936 года у генерала Кессельринга состоялось совещание, результатом которого явилось решение создать новую испытательную станцию в окрестностях города Вольгаст. Это предприятие получило название армейской экспериментальной станции «Пенемюнде».

Техническое задание на проект новой ракеты Дорнбергер и фон Браун получили от главнокомандующего сухопутными войсками Германии генерала Фрича (март 1936 года). «Агрегат А-4» со стартовой массой 12 тонн должен был способен доставить заряд весом 1 тонна на расстояние до 300 километров.

Намеченная дальность полёта означала, что ракета должна иметь максимальную скорость порядка 1600 метров в секунду. Вес боевой части определял сухой вес ракеты, и он должен был равняться примерно 3 тоннам. Для достижения необходимой максимальной скорости было нужно, чтобы вес топлива в два раза превышал сухой вес ракеты. Таким образом, стартовый вес ракеты следовало довести до 12 тонн, а это означало, что тяга ракетного двигателя должна составлять приблизительно 25 тонн.

По этим данным, однако, можно было бы спроектировать большое количество разных ракет. Одни могли оказаться очень длинными и тонкими, другие - короткими и толстыми. Следовательно, были нужны какие-то соображения для определения габаритов ракеты. Новая ракета должна была быть таким оружием, которое можно подтягивать если не вплотную к линии фронта, то уж во всяком случае, куда-то поблизости. Кроме того, она должна была отвечать требованиям, связанным с ее перевозкой на дальние расстояния по шоссейным и железным дорогам. Максимально допустимые габариты диктовались шириной туннелей и кривизной закруглений железнодорожной колеи.
Вернуться на Фау-2 здесь

Комментариев нет:

Отправить комментарий