Ключ на старт
Органами управления Фау-2 (A-4/V-2) служили электрические рулевые
машины газовых рулей и аэродинамические рули. Вид управления – автономный с
частичным радиоуправлением в декартовой системе координат. Метод автономного
управления - стабилизация и программное управление.
Для компенсации бокового сноса
применялась система радиоуправления. Два наземных передатчика излучали сигналы
в плоскости стрельбы, а антенны приемников были расположены на стабилизаторах
хвостового оперения ракеты.
Система автоматики и управления,
располагалась в среднем отсеке, между боевой частью и топливной секцией. Высота
отсека составляла 1410 мм
и помимо блоков автоматики, радиокоррекции, гироскопической платформы и двух
аккумуляторов, в отсеке располагались баллоны с азотом, которые служили для
поддува топливных цистерн, расположенных ниже, под отсеком автоматики и
управления.
Скорость, при достижении которой
подавалась радиокоманда на выключение двигателя, определялась с помощью
радиолокатора. Автомат стабилизации включал в себя гироскопические приборы
«Горизонт» и «Вертикант», усилительно-преобразовательные блоки,
электродвигатели, рулевые машины и связанные с ними аэродинамические и газовые
рули.
От момента зажигания топлива до
достижения полной тяги проходило от 7 до 10 секунд. При полёте на максимальную
дальность в момент, соответствующий состоянию «всё сгорело», т. е. через 60 секунд
полёта, ракету необходимо было отклонить до угла 40-45 градусов относительно
горизонта. Управление движением ракеты в полёте выполнялось автопилотом. Он
состоял из двух электрически управляемых гироскопов (ось одного из них
расположена вдоль оси ракеты, ось другого перпендикулярна ей). Ракета имела две
радиоустановки: первая приёмно-передающая, другая – для измерения скорости и
управления дальностью. Метод измерения скорости был основан на эффекте Доплера.
Была разработана и включена в цепь управления система предохранения от
получения ложных сигналов. Позже метод управления по радио был заменен системой
управления, основанной на применении акселерометра, благодаря которому ракета
стала независимой от наземного пункта управления.
Самым критическим периодом
считались первые 4,5 секунды полёта, когда скорость была еще небольшой и ракета
оказывалась весьма неустойчивой. В это время задачу балансировки ракеты
выполняли газовые рули, обеспечивая стабилизацию. Затем, когда скорость ракеты
возрастала, аэродинамические стабилизаторы помогали газовым рулям, но дальше
ракета поднималась на такие высоты, где окружающий воздух был слишком
разреженным, и поэтому задача стабилизации ракеты опять ложилась на газовые
рули. При вертикальном запуске газовые рули должны были только выравнивать
ракету и держать ее в вертикальном положении, но при запуске по цели ракету
приходилось еще на активном участке траектории наклонять в нужном направлении.
Телеметрические показатели
ракеты, поступали на модуль управления, с гиростабилизированной платформы, на
которой установлены три гироскопа, в виде трех отдельных узлов, имеющих
название «Горизонт», «Вертикант» и «Интегратор», обеспечивающих бортовую
автоматику данными о положении ракеты в трех плоскостях и питающийся от
отдельного аккумулятора, напряжением 50 вольт. Для коррекции активной фазы
траектории, впервые применялась технология радиокоррекции «Лейтстракштеллунг»
(Leitstrahlstellung), которую обеспечивал уникальный наземный комплекс «Виктория».
Основой системы автоматической
отсечки подачи топлива, служил интеграционный акселерометр. Этот прибор
реагировал на ускорение, суммировал все данные и сообщал системе о скорости в
данный момент. По достижении необходимой скорости, он отключал подачу топлива в
ракетный двигатель. Так же, существовала и дублирующая система принудительной
отсечки подачи топлива по радиосигналу с земли, которая называлась «Бренсштеллунг».
Для сложного расчета пусковых
параметров и траектории ракеты, была разработана уникальная электронно-механическая
машина «Банмодель». Одна из таких машин, в послевоенные годы, попала в СССР.
Вернуться на Конструкция Фау-2 здесь
Вернуться на Конструкция Фау-2 здесь
Комментариев нет:
Отправить комментарий